+7 (812) 327 18 41 +7 (812) 327 18 36

АТА — это аббревиатура начальных букв французского словосочетания «Admission Temporaire» и английского — «Теmpоrаrу Admission». В переводе с этих языков — «временный ввоз».

Словарь таможенных терминов

СБОРЫ ЗА ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

вид таможенных платежей, взимаемых наряду с уплатой таможенных пошлин и других таможенных платежей, установленных действующим законодательством Российской Федерации с экспорта или импорта товаров и услуг при оформлении грузовой таможенной декларации.

СВИДЕТЕЛЬ

любое физическое лицо или должностное лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможенных правил; обязан явиться в назначенное ему время в таможенный орган Российской Федерации по вызову должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, и дать правдивые объяснения: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. За отказ или уклонение от дачи объяснений без уважительных причин С. несет ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом РФ.

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА

таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Статус территории, на которой действует таможенный режим С.т.з., определяется по решению Правительства РФ на основании совместного представления Государственного таможенного комитета РФ и Российского агентства международного сотрудничества и развития, согласованного с Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В С.т.з. допускается любая производственная и коммерческая деятельность, кроме розничной торговли и другой деятельности, запрещенной законодательством. Товары могут находиться здесь без ограничения сроков. Периметр С.т.з. признается ее таможенной границей и оборудуется системой охраны, исключающей возможность помещения либо изъятия товаров с ее территории помимо таможенного контроля, осуществляемого при наличии достаточных оснований таможенными органами РФ.

Таможенное оформление товаров, ввозимых в С.т.з. и вывозимых из нее, может производиться в упрощенном порядке, определяемом ГТК РФ, предусматривающем, в частности, отказ от декларирования ввозимых и в ряде случаев вывозимых товаров путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации.

Основанием для помещения иностранных товаров в С.т.з. будет разрешение таможенного органа. Для получения разрешения владелец товара представляет заявление по установленной форме, которое должно содержать сведения о самом товаре (номенклатуре, количестве, массе, упаковке). В отношении российских товаров, помещаемых в С.т.з., и иностранных товаров, вывозимых из зоны на остальную территорию, таможенное оформление производится в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. Лица, осуществляющие операции с товарами в С.т.з., представляют в распоряжение таможенного органа отчетность об этих товарах. При ввозе товаров из С.т.з. на таможенную территорию РФ и при вывозе их за пределы страны таможенные пошлины, налоги взимаются, а меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров (иностранные товары и продукты их переработки освобождаются при этом от вывозных пошлин и налогов). Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое ввезло товары в С.т.з. См. также свободный склад, возврат сумм ввозных таможенных пошлин.

СВОБОДНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

распоряжение без таможенного оформления на таможенной территории Российской Федерации или за пределами этой территории товарами или иными предметами, пропущенными через таможенную границу РФ.

СЕРЫЙ БРОКЕР

как правило, фирма, имеющая лицензию таможенного брокера, но использующая в свой работе "серые схемы".

СЕТКА

В конце 2000 г. в порядке эксперимента таможня дает «добро» на схему, известную под названием «сетки».

Эксперимент касался импорта бытовой техники и электроники. Суть схемы была во введении фиксированной платы с машины, заплатив которую компании получали официальную грузовую таможенную декларацию (ГТД). Машина белой бытовой техники растаможивалась значительно дешевле, чем груженная черной (по цвету корпуса). Стартовав примерно с 7–8 тысяч долларов, плата с машины белой и черной техники достигла к концу эксперимента порядка 25 и 40 тысяч долларов соответственно. "Выводили" декларацию на нужный ценовой уровень путем нещадного искажения количества и номенклатуры ввозимого груза, а также занижения инвойсных цен до уровня минимально допустимых (приказных).

Участие в эксперименте было добровольным. Более того, участники эксперимента не обязаны были весь груз проводить по «сетке». Долю «сеточной» растаможки определяла элементарная калькуляция, а именно сравнение платы "с фуры" с таможенной пошлиной. Если меньше оказывалась легальная пошлина (при всей условности этого понятия, так как цены подгонялись под приказные), то машина шла вне эксперимента. Если цена «сетки» была ниже, то машина растаможивалась "по эксперименту", то есть с выведением ГТД на фиксированный уровень платежа.

Таким образом, таможня инициировала поход бизнеса в обход легальности, создав фактически два режима растаможивания. Один — "как положено по закону" — где все долго и трудно, и другой — быстрый и беспроблемный проход, где пренебрегают детальной калькуляцией таможенных платежей, усредняя их по всему потоку импорта и взимая плату "с фуры". "То есть логика какова: хочешь по тарифу, хочешь доказать, что у тебя платежей в бюджет 5 тысяч долларов — вот на это поле для игры в футбол и выходишь... Досмотр, повторный досмотр, подтверждение из торгово-промышленной палаты... Оформление занимает 7—21 день. Машина, простой и т.д. Наверное, докажешь, а может быть, не докажешь. А вот в сером поле оформление занимает 3 часа. Ночь. С 12 до 3".

"Сервисные запчасти многие компании завозят официально. Там есть какие-то льготы, они что-то не платят, и они все равно стоят неделями и месяцами и ничего не могут сделать".

"Эти барьеры специально построены для того, чтобы измотать. Чтобы в конце концов мы всё-таки пришли к ним. Лучше заплатить деньги сразу же".

По меткому выражению одного предпринимателя, "сетка" — что-то вроде свободной экономической зоны в рамках таможенного хозяйства. Ее легко закрыть (со зрелищной театрализацией борьбы за законность), соответственно, она нуждается в расположении верховных властей и немыслима без надежной индульгенции с их стороны.

Фиксированные платежи с машины, освобожденной от досмотра, распадались на две части: одна шла в госбюджет, другая направлялась на поддержание схемы, дробясь между разными уровнями таможенной иерархии. При чем сами предприниматели только догадывались о пропорции этих частей.

Понятно, что при таком раскладе бюджет явно недополучал, а заполнение декларации напоминало лабораторию алхимика. ("Компьютеры шли под видом напольных часов..."; "эксперимент был выгоден, потому что, извините за жаргонное слово, колбасили там со страшной силой"). Но порушить это хрупкое равновесие ГТК не решался, опасаясь столкнуть импорт в зону "полной чернухи", то есть контрабанды. Правда, на последнем этапе "сеточного эксперимента" ГТК решился на усовершенствование, снизив для участников эксперимента планку приказных цен, что позволило им "рисовать" фиксированную плату с машины без существенного искажения номенклатуры и количества груза. Фактически, это был элемент открытого торга ГТК с бизнесом: власть ослабила прессинг приказных цен, потребовав в ответ от участников эксперимента более или менее адекватного декларирования количества и типа груза. Подобное нововведение вытаскивало из тени натуральные показатели импорта, но делалось это за счет еще большей теневизации показателей стоимостных. Это случилось буквально в последние месяцы действия "сетки" и, фактически, явилось ее агонией. Но почему ГТК пошел на "сеточный эксперимент", являющийся по сути легализацией теневого импорта?

Ответ при любой степени подробности редуцируется до слова реализм. Власть оправдала наметившиеся ожидания в своей дееспособности. И сделала это не через демонстрацию силы, а через тактическую гибкость, основанную на принятии ситуации такой, каковой она являлась. В ходе эксперимента дали возможность платить за пересечение границы, как за поход в кино, фиксированную плату. Более того, первоначальная плата «с фуры» примерно соответствовала оплате услуг серых брокеров. Смысл эксперимента был в неком подобии легальных отношений с теми, кто этого хотел. То есть власть учла и использовала нелегальные нормы и правила, а не объявила им бой. Это может показаться странным и, более того, беспринципным тем, кто по-прежнему верит в простейшую дихотомию "легальное—нелегальное". Это противостояние сохранилось в домыслах обывателя и приговорах суда. Ни бизнес, ни, что принципиально, власть не принимают это противопоставление всерьез. Власть, правда, иногда вспоминает эту традицию, но делает это, исходя из только ей ведомых алгоритмов выбора жертвы. В целом же ГТК не просто вошло в игру на "сером" поле, но попыталось держать эту игру под контролем, удерживать в ней инициативу. Ныне основной вектор усилий верховной таможенной власти состоит в подчинении разрозненных неформальных практик своей воле, в борьбе за их обозримость и согласованность. ГТК пытается сделать "серое" поле подконтрольным и, как следствие, манипулируемым. Каковы достоинства этой схемы?

  1. "Сетка" имела явно выраженный демонстрационный эффект, символизируя отказ ГТК от принуждения к исполнению непосильных условий и готовность вести переговоры с бизнесом.
  2. Эксперимент имел фискальный эффект. Те, кто прежде вообще ничего не платили в бюджет (контрабанда) или платили совсем символические деньги, запуская рисковые схемы растаможивания, получили возможность за весьма умеренную плату почувствовать себя легальными. Естественно, что этим многие воспользовались. Потоки отчислений в бюджет возросли. Таможню стали называть главным карманом страны.
  3. Схема имела также воспитательный эффект, создавая возможность за довольно скромную плату почувствовать себя легальным партнером власти, оценить преимущества этого положения, достоинства сотрудничества взамен избегания.
  4. И, наконец, в рамках последнего этапа эксперимента произошла легализация количества и номенклатуры ввозимого груза, то есть натуральных показателей импорта.

Понятно, что проконтролировать это было трудно. И, конечно, обман со стороны импортеров имел место. Но теперь он трактовался как нарушение слова, как обман доверия. Это сдерживало его распространение, поскольку недобросовестное поведение в рамках эксперимента грозило попаданием в черный таможенный список.

Можно ли считать этот эксперимент шагом к легализации отношений бизнеса и таможни? Вопрос оправдан, так как сама идея «сетки» носит явно выраженный теневой характер, допуская одинаковые платежи с машин, груженных совершенно разными товарами на разную стоимость. Сетка явилась грандиозным компромиссом власти и бизнеса. Однако, с нашей точки зрения, этот компромисс был шагом к легализации импортирующего бизнеса. Здесь существенны четыре аспекта.

1) произошла частичная легализация финансов, связанных с растаможиванием. Стали собирать деньги с тех, кто раньше вообще не платил в бюджет или платил символические суммы. Платеж с одной машины достиг порядка 60-70% суммы, которую надо было бы платить при растаможивании "вбелую". До начала эксперимента эта цифра была на уровне 40%. Фиксированная плата, довольно щадящая в момент ввода сетки, привлекла многие фирмы иллюзией легальности. Конечно, часть финансового потока при работе по эксперименту уходила на поддержание схемы, но все же значительная часть платежей поступала именно в бюджет.

2) произошедшая на последнем этапе легализация импорта в натуральном выражении реабилитировала статистику. Но самое важное, что фирма-импортер, однажды "раскрыв карты" по части количества и номенклатуры ввозимого, уже вряд ли могла скрывать их в дальнейшем. Говоря слэнгом предпринимателей, в ходе эксперимента они "засветились" (что, кстати, не сразу было ими оценено во всем многообразии последствий). Это гарантировало необратимость начавшейся легализации, невозможность ухода в глухую тень тех, кто принял участие в эксперименте.

3) Государственный таможенный комитет последовательно проводил политику роста фиксированной платы с машины. И служило это не только обеспечению бюджета, но и расширению поля экономически выгодной легальной растаможки. По мере удорожания "сетки" все больше товарных позиций имело смысл растаможивать по принятым тарифам, а не оплачивать машину как таковую. Цена "по сетке" была подобна бульдозеру, который медленно, но верно двигался вперед, оставляя позади себя поле, пригодное для легального растаможивания. ("Когда цена за машину поднялась, стало не совсем понятно, зачем нужна "сетка", если можно нормально растаможить товар и это будет стоить примерно столько же").

4) эксперимент сделал государство не пассивным наблюдателем, а активным участником игры по серым правилам. Введение "сетки" ознаменовало борьбу таможни за обозримость серых схем, за сокращение их качественного разнообразия, за передел прибыли от их использования между бизнесом и госбюджетом. Фактически, речь шла о признании за государством силы, способной диктовать бизнесу не декларативные и повсеместно нарушаемые нормы, а реальные, неформальные и непререкаемые правила поведения. Конфигурация и цена серых схем изменились под непосредственным давлением государства, ставшего как никогда активным дизайнером "серого поля". Тандем бизнеса и власти окончательно развеял иллюзию, что они стоят по разные стороны баррикад, а контакты осуществляют отдельные "перебежчики" (коррумпированные чиновники). Власть повела борьбу за усугубление асимметрии прав в этом тандеме. И выиграла ее.

Фактически весь груз, проведенный по "сетке", являлся серым импортом (см.серый брокер), поскольку фиксированная стоимость машины предполагала "рисование" ГТД с искажением всего и вся. Но одновременно это был абсолютно легальный поток, так как схема была санкционирована ГТК. Фактически, время эксперимента – это время легализации серого импорта. Отмена "сетки" означала, что серый импорт лишается права называться "условно легальным".

"Сетка" представляла собой компромисс таможни и фирм-импортеров, но под этот компромисс не подписывались другие структуры (Прокуратура, МВД, ОБЭП и т.д.). Другими словами, ГТК гарантировал, что предпринимателя не схватят за руку непосредственно на таможне, но жизнь таможней не заканчивалась. После выезда с терминала никакой индульгенции эксперимент не давал. Это подрывало веру в его разумность.

Сами предприниматели отлично понимали спорность и двусмысленность практики – платить с машины. Признавая экономическую выгодность этой схемы, они не могли не понимать, что предложенные ГТК правила имеют встроенный теневой механизм. Продолжение компромиссного эксперимента грозило для ГТК снижением авторитета в глазах бизнеса. Отмена "сетки" оздоровила общий климат отношения бизнеса и таможни.

Несмотря на эти позитивные следствия эксперимент, просуществовав немногим более года, отменяется.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ИМПОРТНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ

разрешение на ввоз определенных товаров (необходимое в силу специфики этих товаров, государственной монополии, установленной на них страной-импортером, др. причин), выдаваемое соответствующим отраслевым государственным ведомством до заключения контракта; служит основанием для получения обычной лицензии.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ РИСКА

виды риска, не включаемые в обычный страховой полис транспортных перевозок и оговариваемые в специальных пунктах. К ним относятся забастовки, проявления гражданского неповиновения, военные действия и др. Кроме того, между продавцом и покупателем должно быть оговорено страхование таких специфических видов риска, как хищение, утечка, поломка, недопустимое соприкосновение перевозимого товара с другими товарами и т.п.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

10 званий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации: действительный государственный советник таможенной службы (ТС); государственный советник ТС I, П и III рангов, советник ТС I, II и III рангов, инспектор ТС I, П и Ш рангов.

Присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы в таможенных органах РФ звания действительного государственного советника - Президентом РФ, государственного советника I, П и Ш рангов - Правительством РФ по представлению председателя Государственного таможенного комитета РФ, иные - приказом Председателя ГТК РФ.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИМПОРТНЫЕ НАЛОГИ

налоги, взимаемые только с иностранных товаров с целью прямого сокращения их ввоза в данную страну. По существу не отличаются от специальных пошлин.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СКИДКИ

(англ. special allowances) - ценовые скидки, предоставляемые тем покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи и формы особых отношений. Размеры этих скидок являются коммерческой тайной.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, другие С.с., которые должностные лица таможенных органов Российской Федерации правомочны применять в следующих случаях:

  1. для отражения нападения на работников таможенных органов РФ и иных лиц;
  2. для отражения нападения на здания, строения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие таможенным органам РФ или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а равно для освобождения названных объектов в случае их захвата; 3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа РФ, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление, иное противодействие либо могут причинить вред окружающим или себе;
  3. для пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа РФ физического сопротивления;
  4. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа РФ остановиться;
  5. в других случаях умышленного воспрепятствования осуществлению возложенных на должностных лиц таможенных органов РФ обязанностей.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов РФ при отсутствии специальных средств вправе применять огнестрельное оружие или использовать любые подручные средства.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХРАНИЛИЩА

тайники, изготовленные в целях незаконного перемещения через таможенную границу данной страны, а также конструктивные емкости и предметы, оборудованные и приспособленные в тех же целях на транспортных средствах, предварительно подвергшиеся разборке, монтажу и т.п.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

(от лат. speciflcatus - особый; англ. specification)

  1. товаросопроводительный документ на партию товара (если последняя состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная С.);
  2. приложение к договору купли-продажи или договору поставки, составляющее, как правило, неотъемлемую часть договора;
  3. часть расчетного документа (С. к счету). С. включает перечень предлагаемых или поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и др. характеристикам. В необходимых случаях в С. содержится информация о цене, качестве товара, условиях и сроке выполнения контракта.
СПИСАНИЕ
  1. отнесение какого-либо актива к убыткам, уменьшение актива баланса на определенную сумму, например безнадежной задолженности;
  2. отметка таможенных органов РФ в разрешительных документах, подтверждающая выпуск определенных партий товаров.
СПИСОК СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

(англ. list of strategic goods) - перечень товаров, экспорт которых из страны запрещается, ограничивается или контролируется с целью предотвращения ущерба ее национальной безопасности.

СРОК ДОСТАВКИ

(англ. delivery time) - срок, в течение которого принятые к перевозке между таможнями товары и документы на них должны быть доставлены в таможню места назначения. С.д. устанавливается в соответствии с обычными сроками поставки исходя из возможностей вида транспорта, используемого для такой перевозки, намечаемого маршрута и других условий транспортировки.

СТАНДАРТНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ООН, СМТК

международная товарная номенклатура; принята за основу построения национальных внешнеторговых классификаций большинством развитых стран, а также Югославией. На базе СМТК рассчитываются групповые индексы, а по ним - общие индексы внешней торговли. Основной признак распределения товаров по разделам, группам и подгруппам - степень обработки продукции.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОР

(англ. statistical duty) - разновидность таможенных сборов; отличается, как правило, невысокой ставкой обложения перемещаемых через таможенную границу данного государства товаров и транспортных средств; устанавливается с целью обеспечения статистического учета. См. также таможенная статистика внешней торговли.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Под С.п.т. может пониматься и группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для определения происхождения товаров. С.п.т. определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию данного государства и вывоза товаров с этой территории. В Российской Федерации порядок определения С.п.т. устанавливается Правительством РФ на основе положений закона РФ "О таможенном тарифе". Указанные в этом законе принципы определения С.п.т., в том числе критерии достаточной переработки товаров, основываются на существующей международной практике. См. также товары, полностью произведенные в данной стране.

СХЕМЫ

методы таможенного оформления, ввоза товаров. Осуществляются как непосредственно импортерами, так и таможенными брокерами.

Различают белые схемы,серые схемы,черные схемы.

СЧЕТ ОТКРЫТЫЙ

(англ. open account) - форма расчета во внешней торговле, при которой экспортер направляет в адрес импортера товар и товарные документы, оплату которых последний должен произвести в течение указанного в контракте срока, а не сразу после реализации товара. С.о., таким образом, не содержит достаточно четких гарантий того, что экспортная выручка будет получена своевременно.

СЧЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

(англ. proforma invoice)- счет, выписываемый при частичных поставках товара или в тех случаях, когда приемка товара производится по прибытии к покупателю. После приемки товара или поставки всей партии продавцом выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет.

СЧЕТ-СПЕЦИФИКАЦИЯ

(англ. specified account) - финансовый документ, объединяющий функции счета и спецификации. В С.-с. указывается цена за единицу товара по видам и сортам и общая стоимость всей товарной партии. С.-с. выписывается в тех случаях, когда партия содержит товары, различные по ассортименту.

СЧЕТ-ФАКТУРА

(от лат. factura - обработка; англ. invoice)

  1. документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком, подрядчиком) на имя покупателя (потребителя, заказчика) после окончательной приемки товара последним. С.-ф. содержит подробное описание и цену поставленной продукции и (или) оказанных услуг, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты и может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке - в качестве сертификата о происхождении товара;
  2. документ, необходимый для осуществления процедуры внутреннего таможенного транзита; составляется на русском или английском языках и содержит сведения, необходимые для таможенного контроля: дату составления, наименование и почтовый адрес экспортера и импортера, номер и дату контракта (договора), условия поставки, наименование и код товара по Товарной Номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации или Номенклатуре гармонизированной системы, вид и качество грузовых мест и данные об их маркировке, вес брутто, стоимость товара в валюте, котируемой Центральным банком РФ, штамп экспортера.